В ноябре 2020 года состоялось событие, практически не замеченное в наше непростое время, а именно 170 лет с даты открытия первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге – Благовещенского, и я хотел бы рассказать о его авторе и директоре строительства переправы – Станиславе Валериановиче Кербезе.
Станислав родился 10 марта 1810 года в небольшом поместье “Новый Двор” Ковенской губернии, в дворянской семье польского происхождения. Род Кербедзей является носителем герба “Слеповрон” (Ślepowron). Первые упоминания о нем датируются 1545 годом. Этимология названия рода уходит корнями в историю Великого Княжества Литовского и происходит от курляндских наречий слова “керпец” и означает “обувь из одного куска шкуры”.
До восьми лет Станислав с братьями и сестрами воспитывался в родительском доме французским гувернером, обучившим их основам математики, письму и, естественно, французскому языку.
В восемь лет Станислав был отдан в шестилетнюю церковную школу монахов ордена Пиаров при церкви Пресвятой Троицы в соседнем городке Поневеже. Несмотря на то, что эти земли после раздела Польши отошли к Российской Империи, школа жила по правилам, установленным польской Образовательной комиссией, обучение шло на польском языке, по польским учебникам[1]. В школе и проявились выдающиеся способности Станислава к точным наукам, хотя обнаружились и неплохие задатки к гуманитарным предметам.
После окончания школы важным этапом в жизни Станислава стал физико-математический факультет Виленского Университета, старейшего и крупнейшего высшего учебного заведения Восточной Европы, основанного еще королем Стефаном Баторием.
Летом 1828 года Станислав приезжает в Санкт-Петербург для поступления в институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения. Заявление на прием директору института генерал-майору Базену датировано 31 октябрем 1828 года. Предоставленные документы: “Метрическое свидетельство церковного прихода”, “Выписка из книг Виленского дворянского собрания о происхождении рода Кербедзей” и “Аттестат Виленского университета”[2].
Обучение Станислав завершает в июне 1831 года со вторым результатом на курсе в звании поручика. Оценив его способности и усердие, дирекция оставляет его в институте репетитором.
В 1837 году профессор курса прикладной механики Павел Мельников, впоследствии первый министр Путей Сообщения, заметив энергичного капитана, берет с собой в поездку по Европе. Офицеры прослушали курс лекций в парижской “Школе дорог и мостов”, в Англии увидели легендарные мосты, в Бельгии и Германии ознакомились с системой работы железных дорог, посетили учебные заведения Австро-Венгрии. Отчет о поездке представляет собой труд объемом 1673 страницы текста и альбом чертежей на 190 листах.
После возвращения в Санкт-Петербург молодой профессор Кербедз преподает не только в Институте путей сообщения, но и в главном инженерном Училище, Институте корпуса инженеров, в Корпусегорных инженеров, в Санкт-Петербургском Университете.
Взлету карьеры инженер обязан дерзкому, но выверенному проекту первого постоянного моста через реку Неву в Санкт-Петербурге – Благовещенского.
6 ноября 1842 утверждено “Положение о сооружении постоянного моста”, и майор Станислав Кербедз назначен директором строительства. И хотя проект получил одобрение императора Николая I, высшее руководство не разделяло оптимизма монарха. Отсюда всяческие препоны, отсюда отгороженность от участия в проекте, чтобы в случае гарантированного провала не пострадать.
Строительство подчиняется Главноуправляющему Путей Сообщения и Публичных зданий генералу-адъютанту графу Петру Клейнмихелю – жесткому организатору, но имеющему мало знаний об инженерном деле. Он задержал строительство практически на год, подвергая проект Кербедзя повторной экспертизе, и работы в полном объеме начались только в декабре 1843 года. Стройка оказалась значительно сложнее, чем планировалось, поэтому затянулась на 8 лет вместо планируемых 4, причем со значительным превышением бюджета. О грандиозности предприятия говорит то, что в 1847 году здесь работает 1477 человек.
Инженер Кербедз без устали работает на стройке по 16 часов в сутки. Император Николай I выделяет его необыкновенную для высших чиновников честность. Исторический факт: “…при осмотре строившегося через Неву Благовещенского моста, Его Величество, выражая свою благодарность производителю работ подполковнику Кербедзу, подал ему руку; когда же последний уклонился было от этой чести, доложив, что у него руки загрязнены известью и глиной, Государь милостиво возразил: “Это не беда: я знаю, что твои руки чисты”[3].
Накопив отпуск за несколько лет, Станислав зимой 1845-1846 гг. решает посетить родные места. В Поневеже он встречает родственницу своего школьного учителя Полину Монтримович. Благодаря такому счастливому стечению обстоятельств в Санкт-Петербург Станислав приезжает уже с молодой женой. Но на медовый месяц нет времени, и инженер возвращается к своему любимому делу по строительству Невского моста.
А через год страшная трагедия: молодая жена умирает, оставив на руках безутешного инженера месячную дочку. И те же подрядчики гранита, и заводчики чугунного литья, что работают на строительстве моста, по эскизам Станислава за его личные сбережения спешно обустраивают могилу на Смоленском лютеранском кладбище.
Жизнь идет дальше, весь Петербург следит за невиданной стройкой.
Поворотные пролеты, перила и фонари изготовлены на Петербургском заводе Френсиса Берда. Развод каждого из пролетов осуществлялся примерно за 10 минут механическими лебедками, приводимыми в действие двумя рабочими, вращавшими ручной ворот. Великолепную подробную модель сооружения сейчас можно увидеть в Петербургском “Музее мостов”.
Помимо моста требовалось обустроить набережные и, заключив Адмиралтейский канал в трубу, создать на его месте Конногвардейский бульвар. Сейчас в подземном переходе на площади Труда есть памятная таблица об этом событии.
[1]Lech Tomasz Jabłoński: Z dziejów rodu Kierbedziów. Warszawa, 2003.
[2] ЦГИА СПб ф.381оп.13д.238″О приеме в институт воспитанников С.Кербедза…”
[3]Лалаев М.С. (составил), Император Николай I. Исторический очерк., СПб 1896.
Игорь Кувалдин
[…] Первая часть статьи […]
[…] Часть первая […]