Этой осенью на сцене Театра имени Ленсовета премьера – польский постановщик Анджей Бубень поставил спектакль «В лучах», приоткрывающий внутренний мир, пожалуй, самого известного лауреата Нобелевской премии. Вместе с постановочной командой и двумя актрисами, Лаурой Пицхелаури и Валентиной Сизоненко, режиссёру удалось воссоздать на театральной сцене жизнь великой учёной – от юношества до самых последних её дней.
Героиня этой монодрамы, конечно, Мария Склодовская-Кюри. Её заслуги перед наукой можно перечислять бесконечно. Впрочем, подобное восхваление сама Мария вряд ли бы оценила. Почему же можно позволить себе такой вывод? Потому что в этом спектакле мы слышим именно её голос: воспоминания, сиюминутные мысли, планы на будущее – но ни грамма тщеславия, ни щепотки гордыни.
Мария Кюри своей жизнью провела некую черту, соединяющую на карте три точки: Россию, Польшу и Францию. Поэтому особенно отрадно, что эта постановка приурочена к 10-летию деятельности Центра польско-российского диалога и согласия и осуществлена в сотрудничестве с фондом «Театральная площадь». 6 ноября, на премьерном показе, представители Центра и фонда, а также художественный руководитель Театра Ленсовета, актриса Лариса Луппиан, подчеркнули важность диалога культур, своеобразным символом которого можно считать и Марию Склодовскую-Кюри.
Итак, Мария. Она талантливый физик и химик. Первая в Сорбонне женщина-преподаватель. Первая женщина – член Парижской медицинской академии. В итоге – нобелевский лауреат. О её научной карьере можно написать захватывающую драму – но пьеса Артура Палыги (перевод выполнен Анастасией Векшиной) не только об этом. Сюжетно – да, конечно. Но идейно этот спектакль о Марии как человеке, как женщине, как грешнице – и этот ряд можно продолжать довольно долго.
Вообще, очеловечивание уже почти мифологических исторических личностей – характерная примета нашего века. Не раз в кино, в театре и в литературе мы встречали попытки спустить этих идолов с небес на землю, развеять накопившуюся ауру величия и разобрать на элементы их звёздную жизнь. Но если уж и приоткрывать неизвестную часть личности знаменитого учёного – то пусть это будет его собственный голос. На самом деле, это ведь даже вполне безопасно: всегда можно бросить в критиков «Да это не я придумал, она сама так написала!»
Именно в этом и кроется метод, избранный сначала драматургом и подхваченный затем режиссёром, – дать голос самой Марии Кюри, а именно её дневникам и письмам. Она писала их мужу и соратнику Пьеру, обожаемым дочерям – и самой себе. Предмет её рефлексии, в общем-то, вся жизнь. Тон строчек, адресованных себе, предельно откровенен, а зачастую, скорее, исповедален, что, наверно, слегка удивило бы саму Марию, весьма суровую атеистку. Это плотный и насыщенный эмоциями монолог, который превратился в надрывный моноспектакль. И тем очевиднее становится решение поставить спектакль в небольшом зале: актриса находится от зрителя на минимальном расстоянии, она говорит в том числе с ним, не только с собой.
На сцене двери и стулья. Сценография минималистична. Этот предметный ряд будут дополнять лишь туманные проекции, открывающие зрителю то негатив портрета Кюри, то расчёты и уравнения ядерных реакций. Однако с таким же успехом можно было оставить сцену пустой. Основной инструмент актрисы здесь – голос. Пронзительные крики, железные нотки, угрожающий шёпот. Кажется, это не совсем то, что ожидаешь услышать, но бо́льшая часть спектакля – это плотный текст внутреннего диалога Марии, а основная переживаемая ею эмоция – страсть.
Вот лишь один эпизод. Мария бегает от одного котла к другому в хлипком сарае на задворках института. Внутри – жуткое радиоактивное варево. Париж под проливным дождём. Здесь Мария – ведьма, она мешает своё страшное зелье, открывая, по её словам, то, чего нет. И мурашки бегут по коже, когда слышишь её слова о том, что, судя по всему, она открывает то, чего быть не может. Тут всё: её вечное неверие в Бога, ожидаемые оглядки на Фауста (что было бы совсем неприлично, если бы Мария сама не называла себя Фаустиной!), абсолютно адская атмосфера рождения новых химических элементов. И конечно, фанатизм и преданность науке. Её знаменитые ожоги в спектакле показывать смысла нет: страстные метания по импровизированной лаборатории говорят о человеке куда больше.
Мария Кюри в постановке «В лучах» поистине космический персонаж. Она гениальный учёный, открывший ранее неизвестные элементы, радий и полоний. Она страстно любящая мужа – тоже учёного и вечного коллегу – женщина. (После трагической гибели Пьера Мария увидит скончавшегося мужа в глазах любовника…) Она строгая и даже деспотичная, но бесконечно преданная детям мать. Все эти ипостаси жизнь соединила в одном человеке, а Анджей Бубень – в одной актрисе. Двухчасовой спектакль приоткрывает завесу, которой скрыта неизвестная часть личности Марии Кюри. Это произведение о том, какие противоречия разрывали сердце человека, которого потом сухая энциклопедическая статья аттестует как основоположника радиологии в науке и медицине.
Знаем ли мы что-то о Марии Склодовской-Кюри как человеке? Теперь – безусловно. После спектакля невозможно забыть, что ещё один титан, Альберт Эйнштейн, мог позволить себе произнести гадость вроде «такая интеллигентная, но такая некрасивая» (и это всё о нашей героине!). Не забывается и то, что своих дочерей Мария категорически не желала отправлять в школу и каждый день занималась их обучением самостоятельно – по предмету в день. Ну а истерический вопль о ненависти к имперской России, не позволившей Кюри стать учёной, мало кого оставит равнодушным. Приметы времени разбросаны по спектаклю тут и там. Эпоха сложна и противоречива, как и наша героиня, но в этом масштаб её личности: её дерзость, её сила, её страсть.
Не раз во время спектакля Мария повторит, что служит обществу, идее, науке. Здесь видится несоизмеримость её величия и её скромности. Но эта скромность невероятно важна для понимания Кюри. В лучах ли всемирной славы, в лучах ли радия и полония, в лучах ли жаркого ада, в которой она сама себя поместила, Мария Склодовская-Кюри оставалась верна высшей, внеземной цели. Для неё было важно, чтобы эта цель не была приземлённой, мелочной или меркантильной. Мария была уверена: страдания и боль не отдаляют от нас счастье, они как бы сосуществуют вместе с ним – и потому в тот краткий миг, что отведён нам на этой земле, нужно приносить людям пользу, не распыляясь на самолюбование. И эта формула лучше любого уравнения говорит о человеке, которым была Мария Кюри.
Следующие спектакли состоятся 14 и 15 декабря, 4 и 9 января, 25 февраля на малой сцене Театра имени Ленсовета. Приобрести билеты можно на сайте театра.
Фото: Театр имени Ленсовета, Надежда Щеглова
Проект «Polskie życie teatralne w mieście nad Newą» финансируется Канцелярией Председателя Совета министров Республики Польша при посредничестве ассоциации «Wspólnota Polska» в рамках конкурса «Полония и поляки за рубежом 2021». Публикация выражает исключительно точку зрения автора и не является официальной позицией Канцелярии Председателя Совета Министров.