Выборы президента 1922 года стали первыми после обретения Польшей независимости. В то время президент избирался большинством голосов Национального собрания. 9 декабря 1922 года, с небольшим отрывом от кандидата правых Маврикия Замойского, Габриэль Нарутович победил и стал президентом II Речи Посполитой. Здесь следует заметить, что в этих выборах участвовал также и Ян Нечислав Бодуэн де Куртенэ (он же Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ) – знаменитый польский и российский филолог, работавший в Санкт-Петербургском, Казанском, Тартуском, Ягеллонском, Варшавском университетах.
Габриель Нарутович был сыном польского дворянина, семья которого проживала в Литве. В жизни будущего президента был период, связанный с Петербургом – недолгое время он учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, но учёбу ему пришлось оставить из-за болезни. Впоследствии Нарутович выучился на инженера в Цюрихе и руководил проектами в разных странах Европы. Он получил швейцарское гражданство, и, когда российские власти выпустили распоряжение о его аресте, вернуться в родные края стало тяжелее. Но долгие годы Нарутович поддерживал связь с поляками, полонией, помогал полякам-жертвам I Мировой войны.
После обретения независимости Нарутовича позвали в уже новую Польшу в качестве политического деятеля и строителя нового государства. Он занимал пост министра общественных работ (должность в структуре, занимающейся строительством, водными ресурсами страны, туризмом), впоследствии – министра иностранных дел.
На декабрьские президентские выборы 1922 года Нарутович был выдвинут как беспартийный кандидат. Но его активно поддерживали левые и коалиция национальных меньшинств, потому после его избрания на пост президента нацисты развернули кампанию против него. Нарутовича называли «президентом евреев» и «не знающих польский язык».
Конечно, политическая ситуация в то время в Польше, как и в любой другой стране в переходный момент, была непростой. И в данном случае это стоило Габриэлю Нарутовичу жизни. 14 декабря премьер-министр Новак подал новому президенту заявление об оставке правительства. Новое правительство сформировано ещё не было. Обстановка становилась напряжённой.
16 декабря на открытии выставки в галерее «Захента» было множество посетителей. Все приветствовали нового президента. Когда Нарутович остановился перед картиной Теодора Зёмка «Иней», раздались три выстрела. Президент умер сразу же. Убил его польский художник, фанатик Элигиуш Невядомский. Когда его схватили, он не оказывал сопротивления, сказав: «Стрелять я больше не буду».
В последующие 24 часа после убийства в стране фактически не было власти. Обстановка накалилась ещё больше, обнажая несовершенство демократии того времени в Польше. Молодому государству предстояло ещё много работать над устройством общества.
Убийца президента – Элигиуш Невядомский – стал противоречивой фигурой. Несомненно, он подвергся осуждению со стороны большого количества людей, но часть сторонников правых считали его чуть ли не героем. На обвинительном процессе Невядомский защищался сам, не отрицал своей вины и просил высшей меры наказания. 31 января 1923 года он был расстрелян. На его похороны пришло около 10 тыс. человек, что лишний раз доказывает двоякую трактовку его личности и иллюстрирует настроения, царящие в обществе.
Убийство Габриэля Нарутовича до сих пор остаётся волнующим поляков событием. В 1977 году Ежи Кавалерович снял фильм «Смерть президента» о событиях тех дней. Картина достаточно документально передаёт атмосферу новой польской республики. Хроники жизни государства режиссёр переплетает с картинами процесса над Невядомским, изображая его как фанатика, поглощённого своей манией. «Для меня он не существовал как человек, но как символ политической ситуации», – сказал убийца президента.
Краковская группа Hańba! посвятила Габриэлю Нарутовичу и его убийству песню с одноимённым названием. Есть там строки, посвящённые Невядомскому:
Eligiuszu Niewiadomski
Jesteś zdrajcą całej Polski!
Spójrz na ciało prezydenta
Jego krew na twoich rękach!
Алёна Шестакова