Матильда Кшесинская. Это имя у всех на слуху, и каждый, даже тот, для кого балет является чем-то далеким, безусловно, слышал об этой великой танцовщице. Театральная среда окружала ее с самого рождения, и потому, родившаяся 31 августа 1872 года в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской, она не могла не пойти по стопам своих родителей. Ее брат Иосиф и сестра Юлия также выбрали этот тернистый путь.
Уже в свой первый сезон после окончания Императорского театрального училища юная Матильда станцевала в 22 балетах и 21 опере. Она первая русская танцовщица, исполнившая знаменитые 32 фуэте, и единственная, удостоенная звания заслуженной артистки Императорского балета. Сам государь-император после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года, произнес: «Будьте украшением и славой нашего балета». И она стала.
Официальное прощание Матильды Кшесинской со сценой произошло в 1936 году на сцене Лондонского Ковент-Гардена. К тому моменту балерине уже исполнилось 64, но это не помешало восторженной публике вызвать ее на бис – ни много ни мало – 18 раз.
За свою жизнь балерина переживала и взлеты, и падения, но как бы ни бросало ее волнами жизненных трудностей, она не переставала удивлять всех своей харизмой и женским очарованием, сохранившимися в ней до самой старости.
Последние годы жизни танцовщицы не были такими же радужными, как дни ее молодости. Тогда домом ей служил роскошный особняк, из ее украшений можно было составить неплохую музейную экспозицию. В эмиграции ей пришлось отказаться от многого и вести скромный образ жизни вместе с сыном Владимиром и мужем – князем Андреем Владимировичем. Овдовев в 1956 году, танцовщица написала в своих мемуарах: «С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь». Но несмотря на это, она прожила до 99 лет и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев де-Буа в Париже, в одной могиле с сыном и мужем.
О судьбах Иосифа и Юлии Кшесинских известно не так много. Старшая сестра Матильды вышла замуж за Александра Зедделера и стала именоваться баронессой Зедделер. Танцевала в Мариинском театре с 1882 по 1902 гг. Известно, что после революции вместе с мужем эмигрировала в Париж. На этом ее следы теряются.
Иосиф Кшесинский получил известность как характерный танцовщик и балетмейстер, посвятив себя Мариинскому (позже переименованному в Кировский) театру. Он и его супруга погибли во время блокады Ленинграда в 1942 году. О месте захоронения и подробностях их смерти нет никакой информации.
Сейчас в Санкт-Петербурге проживают потомки дочери Иосифа Кшесинского – Целины, вышедшей замуж за инженера Константина Севенарда. Элеонора и Ксения обучаются в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В этом году Элеонора стала лауреатом второй премии международного балетного конкурса Vaganova-Prix, исполнив партию Одиллии в pas-de-deux Одиллии и Зигфрида из балета «Лебединое озеро» вместе со своим партнером Егором Геращенко. Младшая Севенард также принимала участие в этом престижном конкурсе.
Нам удалось побеседовать с сестрами об их семье, традициях и их собственном жизненном пути.
Повлияла ли семья на ваш выбор профессии?
Элеонора: С самого детства обстановка, разговоры в семье, занятия хореографией и гимнастикой – все склоняло нас к выбору балета как профессии. Также в детстве мы часто бывали в театре, что тоже сыграло немаловажную роль в нашей судьбе. Дает ли сестра вам какие-либо советы касательно вашего будущего? Ксения: Мы с сестрой очень близки и всегда помогаем друг другу. Поэтому если у меня возникают какие-либо вопросы и сестра может мне помочь, она всегда это делает. Есть ли в вашей доме какие-то семейные реликвии, хранящие память о ваших великих предках? Элеонора: Раньше у нас дома хранились костюмы Кшесинских, а затем наша семья передала их Академии, и теперь они находятся на хранении в Мемориальном кабинете истории отечественного хореографического образования.
Много ли вы знаете об истории своей семьи и кто чаще всего вам о ней рассказывает?
Ксения: История нашей семьи очень важна для меня, поэтому я стараюсь узнать как можно больше о ней. Я благодарна своей маме за то, что она сохраняет и передает нам эту информацию, ведь у нашей семьи очень богатое и интересное прошлое, о котором следует знать и рассказывать следующим поколениям.
Сцена какого театра мира вам полюбилась больше всего и почему?
Элеонора: Мне нравится сцена Мариинского театра, она уже, можно сказать, родная, ведь с самого детства, с 1-го класса Академии мы танцуем на ней. Опишите ваш обычный день в Академии. Ксения: Каждый день я приезжаю в Академию к 9:20. Сначала у меня общеобразовательные уроки, а после, с часу дня, начинаются балетные занятия, вечером репетиции. Примерно к восьми часам вечера я возвращаюсь домой.
Есть ли среди известных артистов балета те, кто является для вас примером?
Элеонора: Мне нравятся многие современные балерины Мариинского театра. Это, например, Ульяна Лопаткина и Виктория Терешкина. В Большом театре – Светлана Захарова. В последнее время я также часто смотрю записи Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, Габриэллы Комлевой.
***
Традиции, заложенные в свое время Матильдой Феликсовной и ее братом, продолжают жить и сегодня. Будущие артистки балета Ксения и Элеонора Севенард еще только начали свой путь в большой балет. Возможно, вскоре мы станем свидетелями их стремительного взлета на вершину, на которую когда-то взлетела великая Матильда Кшесинская.
Злата Войнова – студентка второго курса бакалавриата педагогического факультета Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, направление подготовки «Менеджмент в хореографическом искусстве», председатель студсовета Академии.