30 лет Всемирным Дням Молодёжи в Ченстохове. Первый шаг к вере

Предисловие Редакции

Ровно 30 лет назад, 10 августа 1991 года, в польском городе Ченстохова начались Всемирные Дни Молодёжи с участием Папы Римского, Иоанна Павла II. Само по себе это событие не было чем-то новым и необычным – традиция таких встреч началась ещё в 1984 году, и в том году состоялась в шестой раз. Необычным было другое: впервые на мероприятие были приглашены гости из Восточной Европы, а также из республик Советского Союза, до распада которого оставались считанные месяцы (хотя об этом, конечно, тогда никто ещё не знал).  Но исторический момент был совершенно уникальный. На встречу с Папой приглашали всех молодых людей – независимо от их религиозных взглядов и социального статуса. Сейчас это трудно представить, но для выезда за границу им даже не требовался загранпаспорт (которого у большинства всё равно не было). В Польшу пускали по внутренним паспортам и спискам групп, выданным в местных приходах и заранее утвержденным в ОВИРах.

Считается, что в Ченстохову в тот год приехало около ста тысяч участников из СССР. Конечно же, большинство из них даже не знали толком, кто такой Папа Римский и зачем нужно было идти в Ченстохову из других городов пешком, а по дороге читать Розарий. Для большинства это был первый в жизни шанс увидеть мир за пределами родной страны. А для кого-то поездка оказалась первой личной встречей с Католической Церковью и первым шагом на пути на Богу.

Именно так случилось с Надеждой Богдановой, которая принимала участие в поездке в качестве руководителя одной из питерских групп. За отправку молодёжи из нашего города в Польшу тогда отвечал доминиканец отец Людвик Вишневский: несколько лет назад мы публиковали его воспоминания о тех легендарных событиях. В честь 30-летнего юбилея мы предлагаем взглянуть на них ещё раз, но уже с другой стороны: глазами советской девушки, для которой эта поездка в Польшу во многом оказалась судьбоносной.

Первый шаг к вере

«Царство небесное подобно зерну горчичному…,
 которое хотя и меньше всех семян,
но … становится деревом,
так что и птицы небесные укрываются в ветвях его».
Матфей, гл.13, 31-32

Введение

Tempora mutantur

Давайте познакомимся. Меня зовут Надежда.

Это я.


Улица Правды, 07-07-2009

А это мой любимый компьютер, который я все-таки успела купить (спасибо тебе Господи!) до того, как меня уволили с работы, и без которого я не смогла бы написать эти воспоминания.

Дома, 28-09-2009

Я хочу рассказать вам, как один доминиканский монах – отец Людвик Вишневский – привез в Польшу около 1500 паломников из Санкт-Петербурга, большая часть из которых была убежденными атеистами.

И, как ни странно, он сделал это один! Если Вы пробовали когда-нибудь работать с группой людей в поездке, то Вы можете подумать, что это не возможно. Однако это было. Несколько лет назад я решила возобновить мои впечатления и съездила в паломничество в Ченстохову еще раз. Была группа из 26 католиков, которую сопровождал доминиканец и урсулянка, и я видела, как они уставали от своей работы. Я думаю, что та, первая моя поездка стала возможной лишь благодаря помощи свыше, которая не оставляла нас в этом путешествии ни на миг.

Сначала я хочу описать религиозную обстановку в России того времени.

Шел 1991 год. Перестройка только началась, и мы жадно глотали первые глотки свободы. Церковь перестали преследовать, и она начала возрождаться, медленно, но изобилуя поразительным многообразием. Начали открываться православные храмы, затем появились католические и протестантские и, наконец, как грибы после дождя, полезли наружу различные религиозные секты. А большинство населения оставалось, как и прежде, атеистами. И сейчас, хотя православная церковь утверждает, что более половины населения традиционно исповедуют православие, эти люди, как правило, невоцерковлены, они посещают храмы от случая к случаю, и практически ничего не знают о вероучении. А в то время не было и этих 5%, и люди вообще не интересовались религией. Они оканчивали школу, где им говорили, что Бога нет, и жили дальше в соответствии с этим убеждением. Хотя некоторые были крещены в православной церкви. Такое крещение, как правило, проводили верующие бабушки, втайне от родителей. Моя бабушка была членом коммунистической партии, и поэтому меня вообще не крестили. Таких как я, некрещеных, тоже было достаточно. То есть, в то время большинство людей жило в своем материалистическом мире, полностью лишенным представлений о Боге, искренне веря в то, что «религия – это опиум для народа», как учила их коммунистическая партия.

И сейчас таких людей хватает, особенно среди моих знакомых, которые, в основном, получили естественнонаучное образование (я физик по первому образованию). На последнем праздновании 1-ого мая в Физтехе (Физико-технический институт Российской академии наук), где я долгое время работала, я затеяла религиозный диспут, и искренне пыталась убедить людей в том, что Бог существует. Они с удовольствием включились в обсуждение, мы сказали друг другу много важных слов, мне даже начало казаться, что мне удалось сдвинуть их с жестко материалистической позиции, но не тут-то было: в конце шеф (руководитель группы) сказал: «Надежда, я, конечно, понимаю, что Вы сами не верите в то, что Вы здесь говорили!». Я очень обиделась, ибо я искренне хотела объяснить людям, что на самом деле мир совсем другой!

И вот сейчас, здесь, я попробую рассказать вам, как из убежденного атеиста можно сделать верующего человека. Я надеюсь, что это будет вам интересно. Сколько еще людей в России так и сделало своего выбора? И разве не мы должны им помочь? Ибо Иисус сказал: «Идите по всему свету, и проповедуйте Евангелие…»

Неожиданное предложение.

Stat sua cuique dies

Как я уже говорила, я долгое время работала в Физтехе, но потом началась перестройка, и в Институте начались сокращения. Мне предложили работать журналистом в еженедельной газете «Невский курьер», я не стала дожидаться, пока меня сократят, и согласилась, хотя это был авантюристический поступок, так как я раньше никогда не пробовала что-либо писать. Но мне предложили зарплату вдвое больше, чем раньше, и я решила: «А почему бы и нет? Не получится, так найду что-нибудь другое!». Работа оказалась простой и интересной, мне все нравилось, появились лишние деньги, в общем, жизнь била ключом. Кроме того, газета была демократической, и я была горда тем, что вносила свой небольшой вклад в перестройку.

Надо сказать, что время это было удивительное: в стране проходила рыночная реформа, но еще сохранилось много социалистических пережитков, например, в Мариинском дворце (это здание, где находился Ленинградский городской совет) была дотационная столовая. В этой столовой можно было съесть «судака по-петроградски» всего 1 руб. 20 коп. Журналисты – народ небогатый, и все обычно начинали свой день с того, что приходили в пресс-центр Маринки, брали для вида пресс-релиз и медленно подтягивались к столовой, которая начинала работать в 12 часов. Я тоже начинала свой день таким образом.

Однажды, войдя в пресс-центр, я услышала от секретаря предложение: «Надежда, Вы не хотите поехать в Польшу?». Надо сказать, что в то время выехать в другую страну было очень трудно, я еще ни разу не была за границей, и поэтому я радостно ответила: «Хочу», – даже не спросив, о чем идет речь. Секретарь сказала, что собирается группа молодежи для встречи с Папой в Ченстохове. Я не знала, кто такой «папа», и где эта Ченстохова, но тут же сказала: «Запишите и меня». Секретарь сказала, что едут, в основном, студенты, а поскольку я уже постарше, она спросила, не соглашусь ли стать руководителем группы, так как ей надо было раздать им списки. Я уже загорелась этой идеей и тут же согласилась. Секретарь сразу же выдала мне список группы с телефонами, и сказала, что руководители встречаются в 18 часов по четвергам в храме на Ковенском[1]. В ближайший четверг я в первый раз в жизни пришла в католический храм, и таким образом, начался мой путь к Богу.

Я как всегда опоздала, и храм был уже наполнен народом. Первое, что я увидела – это был доминиканский монах в белом облачении (отец Людвик). Для России, где священники носят черные рясы, белый хабит доминиканцев выглядит необычно. Я посмотрела на этого человека в белой рясе – и он мне понравился: ему было немного за сорок[2], у него были каштановые волосы с сединой и приятная славянская внешность, он убежденно что-то говорил, переступая с ноги на ногу. Рядом стояла пани Ядвига[3], его переводчица. Говорят, что первое впечатление очень важно. Для меня первая встреча с католической церковью прошла успешно, я была вполне удовлетворена: монах вызывал доверие. Я подумала, что поездка будет интересной, и в дальнейшем старалась делать все, что требовалось от руководителей групп: вовремя обзванивала всех участников и сообщала им новую информацию. Оказалось, что списки еще находились в стадии формирования, мы должны были их сдать еще через пару недель. Я подумала, что надо пригласить кого-нибудь из знакомых, и пригласила Сергея из Физтеха, с задней мыслью, чтобы он носил мой рюкзак. Потом я случайно встретила еще одного сотрудника Физтеха, Виктора, и пригласила его. Он отказался, но рассказал о поездке своему сыну, который сначала записался в мою группу, но затем собрал целую компанию из своих знакомых, и стал руководителем группы сам. Это были, в основном, ребята, которые только что поступили на первый курс института. Я подумала, что это не очень хорошо, если вся группа состоит из одной молодежи, и позвонила Виктору, но он мне сказал, что его сын – очень серьезный мальчик, и что волноваться не о чем. Впоследствии оказалось, что молодежь, предоставленная самой себе, может сформировать очень опасную среду, где с большой вероятностью появляются непредвиденные проблемы. Много лет спустя, когда я работала преподавателем английского языка в Университете, я стала даже называть их «problem makers».

В конце собрания нам сказали, что каждый четверг в 17 часов будет проходить месса для паломников, после которой будет проводиться собрание руководителей групп, и что все приглашаются на эти мессы. Я, по возможности, старалась не пропускать ничего, ни месс, ни собраний, а вот члены моей группы ходили на мессы крайне редко. Мне досталась группа, состоящая из студентов Театрального института, которые только что перешли на 2-ой курс. Это были, в основном, девочки, очень симпатичные, одетые в яркую необычную одежду, с большим количеством различных украшений из кожи и металла, которые, однако, старались вести себя, как полагается, и в общем-то вызвали скорее положительное впечатление. Я подумала, что с группой мне повезло: это все же были интеллигентные ребята, которые выдержали огромный конкурс в Театральный институт (более 10 человек на место), а их продвинутый внешний вид меня никак не касается. Надо сказать, что по современным меркам они выглядели бы даже чересчур скромно – нынешняя молодежь переплюнула их по всем параметрам.

Таким образом, постепенно приближался день отъезда. Я уже не помню точную дату, но мы, вроде бы, уезжали в конце июля. Я уже собрала со своей группы деньги на обмен: в то время рубли нельзя было свободно обменять на доллары, и нам, в банке поменяли где-то по 30$ на человека – в то время это были большие деньги. Обменом должен был заниматься руководитель группы, то есть я, на месте была огромная очередь. Но я получила деньги вовремя (около 700$ – невиданная для меня сумма) и с удовольствием избавилась от них, сдав их кому-то из руководителей поездки.

Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая
Часть пятая


[1] Приход Лурдской Божией Матери на Ковенском переулке, в 1991 году – единственный открытый католический храм в Ленинграде. Прим. Редакции.

[2] На самом деле, о. Людвик Вишневкий 1936 года рождения, в 1991 году ему было 55 лет. Прим. Редакции.

[3] Ядвина Шиманская – многолетняя прихожанка храма Лурдской Божьей Матери, а затем и прихода св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте, одна из первых учредителей полонийных организаций в Санкт-Петербурге. Прим. Редакции.

Anna Svetlova
Культуролог, преподаватель, переводчик. Родилась и выросла в городе на Неве. Выпускница краковской полонистики-компаративистики, аспирантка на факультете польской филологии Ягеллонского университета.

Więcej od tego autora

5 COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Powiązane

Podcast "Z Polską na Ty"spot_img

Ostatnie wpisy

14 февраля – день рождения Анны Герман

В середине февраля многие страны мира отмечают День святого Валентина – покровителя влюблённых. Любовь всегда была сквозной темой в песнях, пожалуй, самой легендарной певицы,...

78-я годовщина снятия блокады (видео)

27 января 2022 года, в 78-ю годовщину освобождения города на Неве от немецкой блокады, делегация РОО «Конгресс поляков в СПб» и КПО «Полония» участвовала...

Умерла Ядвига Антоновна Шиманская

11 января ушла из жизни Ядвига Антоновна Шиманская. Ей было 93 года.Пани Ядвига стояла у истоков возрождения полонийных организаций в Санкт-Петербурге, долгие годы была...

Chcesz być na bieżąco?

Zapisz się na newsletter Gazety Petersburskiej