Ровно 15 лет назад, 27 марта 2006 года, ушёл из жизни Станислав Лем – знаменитый на весь мир польский писатель-фантаст, философ и футуролог. Влияние Лема на мировую культуру трудно переоценить. Иногда говорят, что он одним из первых предсказал в своих произведениях появление интернета, электронных книг и поисковика Google. Его книги были переведены на более 40 языков, многие из них хочется перечитывать снова и снова и, конечно, цитировать.
Представляем читателям субъективную подборку цитат из произведений польского фантаста.
Безусловно, с помощью книги можно сделать в голове у читателя перестановку, главное, чтобы до этого там уже была хоть какая-то мебель.
Абсолютная пустота, 1971.
Можно предположить, что у каждого человека есть сознание, но не каждый отдаёт себе в этом отчёт.
Мгновение (сборник эссе), 2000.
Я атеист из моральных соображений. Я считаю, что творца мы узнаём через его дело. А мир, как мне кажется, сконструирован просто ужасно, поэтому мне хочется верить, что его никто не создал.
Глас Господа, 1968.
Он, безусловно, был очень образован, но разум его напоминал японский сад – вроде бы и мостик есть, и дорожки, всё такое красивое, но ограниченное и бесполезное.
Больница преображения, 1948.
Человек, как ни странно, не ставит сам перед собой целей. Их навязывает время, в котором он родился, он может служить им или бунтовать против них, но объект служения или бунта даётся ему извне. Чтобы испытать абсолютную свободу поисков цели, он должен быть совсем один, а это невозможно, поскольку человек, не воспитанный среди людей, не может стать человеком.
Солярис, 1961.
У фактов есть такая особенность – истина всегда на их стороне.
Сказки роботов, 1964.
– Да я тут повешусь, – подумал он. Что отсутствие силы притяжения несколько затрудняет такое развитие событий, в голову ему не пришло.
Рассказы о Пилоте Пирксе, 1968.
Вчерашняя необычность становится сегодняшней банальностью, а сегодняшняя крайность – завтрашней нормой.
Насморк, 1975.
Поэт – это тот, кто умеет красиво быть несчастным.
Больница преображения, 1948.
Мудрость бывает двух видов: одна побуждает к действиям, а вторая позволяет от них воздержаться.
Кибериада, 1965.
Перевод с польского: Анна Светлова
Фото обложки: Wojciech Zemek