Встречи с польским кинематографом для петербуржцев уже стали традицией: с 21 по 25 августа в киноцентре «Великан Парк» прошёл шестой Фестиваль польского кино, организованный киноклубом «Синемафия» и Польским институтом.
В этом году на экранах можно было увидеть классический фильм Анджея Вайды «Канал» (Kanał, 1957), хоррор-мюзикл «Дочери танцпола» (Córki dancingu, 2015), мистическую драму «Фуга» (Fuga, 2018), историческую драму «Камердинер» (Kamerdyner, 2018) и, наконец, своеобразный приквел к знаменитому «Дню психа» (Dzień świra, 2002) – трагикомедию «7 чувств» Марека Котерского (7 uczuć, 2018).
Закрывший фестиваль фильм «7 чувств» вызывает особый интерес. В наш век, когда на первый план выходит внимание к разного рода ментальным проблемам и заболеваниям, когда психотерапия – особенно в России – становится частью нашей повседневности, обращение к миру эмоций и эмоциональному интеллекту на языке кино ни в коем случае не дань моде, но важный психологический сеанс для каждого зрителя в кинозале.
Жанр этого фильма балансирует между абсурдистской комедией и трагикомедией: вот уж воистину смех сквозь слёзы! А смеяться есть над чем: история о школьных годах «вечного» героя режиссёра – Адама Мяучиньского – рассказана любимым Котерским языком гротеска, как минимум изрядного преувеличения. На первых кадрах мы видим ребёнка, скучающе расположившегося на коленях матери. Это маленький Адась, юный школьник, несмышлёный, зажатый, нескладный. Но в фильме Котерского роль этого юнца и роли всех остальных героев-детей играют… взрослые актёры.
Весь фильм – это воспоминания выросшего Адама, проходящего терапию. Достигнув среднего возраста, Мяучиньский так и не научился различать основные человеческие чувства. Страх и гнев, радость и грусть, отвращение и ревность, стыд – эти, казалось бы, простые эмоции для взрослого Адама представляют невыносимые трудности. Он растерян и беспомощен, но готов отправиться по закоулкам памяти в мир детства, откуда, как известно, все мы родом.
В первую очередь память Адама, конечно, связана со школой – этим жестоким, унизительным и бессмысленным цирком, через который каждому из нас пришлось пройти. Одетые в нелепую и неудобную школьную форму, загнанные в строгие рамки беспрекословного подчинения учителю, дети свободны только в своих весёлых играх на школьном дворе, в импровизированной курилке за углом и по дороге домой, когда наконец можно распевать непристойные песенки.
Но эта свобода, это легкомыслие, эта весёлость – мнимые. Первые попытки испытать влюблённость заканчиваются разбитым сердцем, бездарность педагогов убивает веру в себя, родительская глупость и слепота загоняют в клетку, из которой не каждому под силу выбраться. Так с детства сходит романтический флёр, так развенчивается миф о вине из одуванчиков.
Драма Марека Котерского – это, безусловно, притча. И как любая притча, она не лишена морализаторства. Развязка фильма потрясает и заставляет негодовать: от гротеска ли, от банальности ли, от осознания ли собственной жизненной трагедии – решать зрителю. В фильме «7 чувств» показана правда, правда безжалостная и неприукрашенная. Впрочем, как и любой психотерапевтический сеанс. Тезис о том, что искусство врачует души, применим далеко не ко всякому искусству. Порой это операция на открытом сердце.
Новая работа Марека Котерского – безусловный успех как режиссёра, так и актёров, воплотивших на экране все знакомые типажи: от школьного хулигана до «синего чулка», от неудачливой воздыхательницы до юного донжуана. Школьный класс Адама Мяучиньского становится удачной метафорой жизни: здесь был собран и тщательно упакован тот тяжёлый багаж, который каждый из нас несёт через года. Именно о том, как мы справляемся с грузом семи эмоций, заставляет задуматься петербургская премьера польской драмы «7 чувств».
Текст: Максим Вольхин
Фото: https://www.kinopoisk.ru/