«То, что мы делаем, мы делаем прежде всего для себя, поэтому нужно стараться делать это с большой долей терпения, усердия и взаимопонимания» – это слова человека, который вот уже несколько лет является бессменным председателем культурно-просветительского общества “Полония” в Санкт-Петербурге, который всего себя посвящает очень важному и благородному делу — сохранению польской культуры, объединению людей польского происхождения на петербургской земле. Имя этого человека — Чеслав Бласик. Как получилось, что жизнь пана Чеслава тесно и навсегда связалась с городом на Неве? Родился он в городке, который называется Ясло и находится на самой границе Бещад, это очень интересное и живописное место. В 1980 году Чеслав Бласик окончил железнодорожный техникум в Новом Сонче и получил специальность адъюнкта по эксплуатации железнодорожного парка.
Окончил и оказался перед выбором: можно было работать на новом оборудовании, можно было продолжать обучение в любом учебном заведении Польши или вовсе уехать за границу, чтобы дальше учиться и самосовершенствоваться. И он выбрал последнее, в результате чего оказался в Ленинграде. Здесь он чрезвычайно активно включился в студенческую жизнь, затем стал работать, появилась семья.
Иногда удивляешься тому, насколько его величество случай может изменить судьбу человека. В “Полонию” пана Чеслава привел именно случай. В 1994 году он пришел по какому-то делу в консульство и случайно встретил там пани Тересу Конопелько, которая рассказала ему о том, что есть в городе такая полонийная организация, называющаяся “Культурно-просветительское общество “Полония”, объединяющая поляков по духу и крови, способствующая сохранению и развитию польской культуры, устраивает встречи. Позже он был избран председателем Общества.
Новая высота — новые задачи. Задачи непростые, требующие внимания, чуткости, огромных сил и времени для решения, а главное — желания выполнить их и выполнить как можно лучше. Ведь пан Чеслав возглавляет общество, членами которого являются люди разного возраста, у них разные характеры, разные интересы. У каждого из них своя судьба, своеобразная, а иногда и трагическая. Ко всем нужно уметь найти подход, а это требует определенных человеческих качеств — терпимости, отзывчивости, внимательности, доброты, любви к людям. Он признается, что благодарен судьбе за то, что рядом с ним находятся люди, преданные “Полонии”, не жалеющие своего времени и готовые совершенно бескорыстно посвятить себя полонийным делам и с удовольствием делающие все, что от них зависит, для того, чтобы “Полония” жила и развивалась.
Конечно, бывают трудности, не все получается. Наверное, только сам пан Чеслав знает, через что ему пришлось пройти, чтобы появился Дом Польский, – поиски помещения, переговоры с городскими властями, оформление документов. Именно ему принадлежит идея создания в Санкт-Петербурге нескольких “отраслевых” учреждений, которые сейчас хоть и живут своей жизнью, но взаимно дополняют друг друга и способствуют тому, чтобы полонийная жизнь в нашем городе стала интереснее и разнообразнее. Это Музыкальное общество имени Ф. Шопена, Фонд имени О. Кольберга. Далеко не все еще сделано, но это, по мнению пана Чеслава, только повод для самосовершенствования. Например, пан Чеслав считает, что обучение польскому языку должно быть на первом месте, что нужно организовывать встречи, на которых люди могли бы общаться на польском языке — языке своих предков, вместе отмечать польские праздники, изучать польскую культуру. Его беспокоит, что в “Полонии” мало молодежи, что положение полонийных организаций в других городах — в Великом Новгороде, в Архангельске, в Мурманске — оставляет желать лучшего, потому что им, лишенным поддержки, приходится рассчитывать только на собственные силы. Конечно, пан Чеслав по мере возможности старается оказывать им помощь.
“Полония” – это идея, объединяющая таких разных людей; это общая работа, достаточно трудная, но очень интересная и увлекательная. Это прекрасный способ отвлечься от повседневных проблем, отдохнуть душой. В “Полонии” умеют создать доброжелательную атмосферу и такие условия, в которых человек раскрывается и хочет проявить все свои лучшие качества.
Чеслав Бласик вот уже больше 27 лет живет в Санкт-Петербурге. За это время случалось всякое — и хорошее, и плохое, были и взлеты, и падения. Многое достигнуто, но еще больше предстоит сделать. “Я не могу сказать о Петербурге “мой город”, но полюбил его за то, что он полюбил меня”. Поляк, живущий в Петербурге… Кто он? Какой он? Это человек, который всегда честен, усерден, всегда готовый оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Вообще-то это качества любого настоящего человека. Но поляк, живущий в Петербурге, — это еще и тот, кто ни в коем случае не стыдится своего происхождения, гордится им, не забывает, что является частичкой народа; и неважно, что живет он не там, где родился, потому что сейчас он нужен здесь.
Екатерина Саванец