Три первые скрипки: победители XV конкурса им. Г. Венявского в Санкт-Петербурге

С 1935 года скрипачам во всем мире выпадает уникальный шанс – приблизиться к вершине музыкального Олимпа, на которую когда-то удалось взойти молодому польскому скрипачу, приехавшему покорять Париж. Этот шанс носит имя Международного конкурса скрипачей им. Генриха Венявского и выпадает музыкантам раз в 5 лет. XV конкурс – это 4 континента, 200 музыкантов из 19 стран, 47 счастливчиков, получивших возможность выйти на сцену в Польше, и 6 финалистов, лишь трое из которых смогут завоевать гордое звание лауреатов, каким гордились Давид Ойстрах, Ида Гендель и Захар Брон. Четыре тура, четыре сонаты, три концерта с оркестром и бессчетное количество пьес. 2 недели тяжелой конкурсной работы: «огонь, вода и медные струны». И один Максим Венгеров, успевший лично послушать каждого из 200 претендентов на звание одной из первых скрипок мира, где бы они ни находились: в Токио, Торонто, Интерлакене, Гданьске. Именно благодаря ему, одному из ведущих скрипачей мира, лауреаты XV конкурса им. Г. Венявского 8 ноября вышли на сцену Большого зала филармонии, чтобы покорить сердца петербуржцев и поделиться своей музыкальной историей – рука об руку со скрипкой.

Громче, быстрее, сильнее?

Вот уже второй год подряд Максим Венгеров – скрипач, дирижер, профессор Высшей школы Саарбрюкена и Лондонской Королевской Академии Музыки, двукратный обладатель музыкальной премии Grammy – является председателем жюри Международного конкурса скрипачей им. Г. Венявского. Он был единственным членом жюри, который еще на этапе отборочных прослушиваний познакомился со всеми музыкантами, посвятив каждому из них 20 минут драгоценного времени: 15 минут на исполнение выбранных конкурсантами произведений и 5 – на личную беседу. А также единственным, кто отказался от участия в финальном голосовании, чтобы жюри могло принять максимально объективное решение. «На отборочных прослушиваниях конкурсанты продемонстрировали такой высокий уровень исполнения, что их умение играть на скрипке не вызывает никаких сомнений, – рассказывал по окончании отборочного этапа председатель жюри. В этом конкурсе речь идет не о том, кто играет громче или быстрее, а о том, какой душой обладает музыкант и что он может сказать слушателю. Сегодня музыка – это не только одна из форм искусства, но в первую очередь передышка для уставшей от ежедневной суеты души, возможность приблизиться к чему-то абсолютному, вечному. Именно поэтому среди музыкантов мы ищем тех, кто обладает духовной силой и энергией и готовностью делиться ими с публикой. Артист не должен использовать музыку для самовыражения. Наоборот, его тело и душа должны подчиниться той великой миссии, которую несет в себе музыка, – утешать, успокаивать человеческую душу. Ведь музыка призвана возвышать человека».

В четыре скрипки

Третий звонок. Зрители торопливо занимают свои места, в зале стихают последние разговоры. То тут, то там из-за стульев торчат скрипичные футляры: послушать лучших из лучших пришли не только любители музыки, но и юные скрипачи, учащиеся музыкальных учебных заведений города. На сцене появляется ведущий – журналист Александр Малич. «Ни одна публика мира, кроме польской, еще не видела этого состава на сцене», – рассказывает он затаившим дыхание зрителям, подчеркивая уникальность того, что буквально через 5 минут начнет происходить на сцене Филармонии. Звучат слова благодарности в адрес организаторов концерта и тех, кто помог ему состояться, – Польский Институт, Михаил Швыдкой и МИД РФ.

И вот на сцене появляются они – лауреаты XV конкурса им. Г. Венявского: обладатели второй премии Бомсори Ким и Сейджи Окамото и завоевавшая сердца жюри победительница Верико Чумбуридзе. Рядом с ними их маэстро Максим Венгеров, лично доставивший цвет скрипичной музыки в культурную столицу России. Через минуту в зале погаснет свет и музыканты в четыре скрипки начнут исполнять Десятый концерт Антонио Вивальди из цикла «Гармоническое вдохновение» в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением польского дирижера Петра Сулковского. Торжество музыки, проникающей в каждый уголок зала, в каждую клеточку организма. Скрипки как бы соревнуются с оркестром, варьируя тему, во вступлении звучат мужественно, а затем меняют тон разговора – ведут тонкий музыкальный диалог, в котором слышится то шелест листьев, то журчание ручья, то шепот влюбленных. Каждая поет о своем, но при этом все четыре рассказывают одну историю…

Разные лики скрипки

После совместного исполнения концерта Вивальди каждый из лауреатов представил слушателям еще один концерт – тот, который исполнял в финале конкурса в Познани. И этот выбор репертуара был безупречен.

Грациозная кореянка Бомсори Ким, наследница выдающейся скрипичной школы Ивана Галамяна, по-девичьи нежно исполнила Второй концерт для скрипки с оркестром Г. Венявского, который композитор посвятил Пабло Сарасате. Это был танец со скрипкой, каждое движение которого рассказывало историю любви, наполняющей эту музыку и саму Бомсори.

Перед японцем Сейджи Окамото стояла трудная задача: он исполнил Концерт для скрипки с оркестром ре мажор И. Брамса, посвященный известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму. Музыкант вел диалог со скрипкой, то, казалось, доминируя своей яркой индивидуальностью над ее звучанием, то растворяясь в потоке светлой брамсковской торжественности.

Но потрясением вечера, несомненно, стала двадцатилетняя грузинка турецкого происхождения Верико Чумбуридзе, подарившая зрителю удивительно зрелую интерпретацию Первого скрипичного концерта Шостаковича. Это было откровение, пронзительное, иногда яростное: Верико удалось остановить время и стать самой душой музыки, в которую Шостакович излил свою боль от несовершенства бытия. Скрипка звучала, как голос человека, пытающегося обрести себя в бушующем, пугающем мире. Это был и голос Верико, которая вместе со скрипкой страдала, бунтовала, размышляла, пела. Еще сразу после победы в конкурсе Верико призналась, что ей близок Шостакович: «Это очень глубокая музыка. Исполняя ее, я стараюсь как можно лучше передать свои эмоции: я играю то, что чувствую». Продемонстрированная ей искренность и смелость не могли оставить слушателей, даже самых искушенных, равнодушными: петербуржцы аплодировали Верико стоя, как будто бы отказываясь возвращаться из удивительного мира музыки в мир повседневной суеты.

При подготовке текста были использованы материалы, опубликованные в газете Wieniawski.pl – официального издания XV международного конкурса скрипачей им. Г. Венявского – и сайте vengerov.violinfest.ru. 

GP выражает благодарность Польскому Институту в Санкт-Петербурге за предоставленную возможность посещения концерта.

Подготовила Ольга Онищук

Фото: Даниил Рабовский, Денис Щеглов

Stanisław Karpionok
Профессиональный переводчик польского языка, член редакции GP. Член Союза переводчиков России, член Ассоциации научно-технических переводчиков.

Więcej od tego autora

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Powiązane

Podcast "Z Polską na Ty"spot_img

Ostatnie wpisy

14 февраля – день рождения Анны Герман

В середине февраля многие страны мира отмечают День святого Валентина – покровителя влюблённых. Любовь всегда была сквозной темой в песнях, пожалуй, самой легендарной певицы,...

78-я годовщина снятия блокады (видео)

27 января 2022 года, в 78-ю годовщину освобождения города на Неве от немецкой блокады, делегация РОО «Конгресс поляков в СПб» и КПО «Полония» участвовала...

Умерла Ядвига Антоновна Шиманская

11 января ушла из жизни Ядвига Антоновна Шиманская. Ей было 93 года.Пани Ядвига стояла у истоков возрождения полонийных организаций в Санкт-Петербурге, долгие годы была...

Chcesz być na bieżąco?

Zapisz się na newsletter Gazety Petersburskiej