Не секрет, что День всех святых и следующий за ним День поминовения усопших верных – очень важные для поляков даты. Даже те, кто живёт вдали от дома, стараются проводить их вместе со своими близкими: первого ноября семьи собираются за столом, верующие идут на службу, и абсолютно все, независимо от религиозных и политических убеждений, несут цветы и свечи на могилы умерших родственников и друзей.
Издалека, особенно в вечернее время, кладбище напоминает большой город: стараниями добровольцев на каждом, даже заброшенном надгробии, стоит хотя бы одна колба со свечой. Поляки всех возрастов собираются у могильных плит, читают молитву или просто молчат, убирают опавшие разноцветные листья. Многие признаются, что любят этот праздник даже больше, чем Рождество. Наверное, дело в том, что он лишен суеты, а потому позволяет ненадолго остановиться и вспомнить о чём-то важном.
На Раковицкое кладбище, самое большое и известное в Кракове, многие приезжают, чтобы вспомнить пусть не близких, но важных для них людей. Например, на так называемой Аллее заслуженных можно зажечь свечу в память о певце Мареке Грехуте или почтить память Петра Скшинецкого – основателя легендарного кабаре «Подвал под баранами» (”Piwnica pod Baranami”). А можно пройти чуть дальше и поискать могилу семьи Качоровских – родственников Папы Иоанна Павла II по материнской линии. Благодарные читатели ищут могилу известной поэтессы Виславы Шимборской, которую ни с чем не перепутаешь – на надгробной плите неизменно стоят большие букеты цветов и… разбросаны сигареты. Всем известно, что нобелевская лауреатка до конца жизни была заядлой курильщицей.
Ценители польской литературы уже много лет стараются ввести ещё одну традицию: чтение легендарной поэмы Адама Мицкевича «Дзяды». Действие второй и четвертой части произведения происходит как раз в День всех усопших в кладбищенской часовне и отсылает к дохристианским, исконно славянским традициям поминовения мёртвых. Впрочем, вряд ли кто-то из читающих воспринимает языческий подтекст всерьёз. Скорее, это дань столь важной для польской культуры эпохе романтизма, которая научила поляков не забывать о прошлом и чтить традиции.
Фото: Анна Светлова