6 марта 1926 года в городе Сувалки родился Анджей Вайда, польский режиссёр театра и кино, обладатель множества наград, один из самых влиятельных деятелей искусства второй половины XX века. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет. В честь этой даты мы открываем новую рубрику, знакомую многим читателям по журналу “Esquire”.
Я пережил войну только потому, что знал, что хочу поступить в академию изящных искусств. Я знал, что война однажды закончится, и это осознание давало мне внутреннюю силу, чтобы вынести все тяготы.
Я бросил художество, потому что художник творит в одиночестве, а мне нравится работать с людьми. И людям тоже нравилось работать со мной – я был внимателен к ним, смотрел, что они могут привнести в фильм.
Я прочитал «Происхождение человека» Дарвина, когда мне было 15 лет, и сформировался благодаря этой книге. Она произвела на меня огромное впечатление, именно так я открыл для себя мир.
Наше поколение было зрелым не по годам. Когда мне исполнилось тридцать лет, мне казалось, что если я и должен был что-то об этой жизни узнать, то уже все знаю. Эта зрелость была важна не только для нас самих, но и для кинематографии. Мы снимали фильмы о том, что сами видели и пережили.
Настоящий успех приходит тогда, когда мы достигаем его на своих условиях.
Когда в кино появился звук, в фильмах стали ужасно много разговаривать. Мне кажется, когда кино возвращается к визуальным образам, оно становится яснее, лучше запоминается. Польское кино стало ярче в том числе потому, что цензура строго следила за словами, и многое нельзя было сказать напрямую.
Современному театру не хватает автора – сегодняшнего автора, пьесы которого мы ставим, потому что знаем, что публика этого ждет. Зачем мне идти в театр, когда большинство пьес – это переделки фильмов, которые я видел или снял давным-давно?
Я не фанатик политического кино. Я не хотел, чтобы меня воспринимали как режиссера, который или снимает политический фильм, или не снимает вообще ничего.
Польское кино приобрело огромную аудиторию, когда начали экранизировать польскую литературу. Это приблизило его к зрителям.
Я снимаю фильм о том, что меня волнует, когда чувствую, что другие люди тоже хотели бы на эту тему поразмышлять.
Очень важно быть открытым, ведь мы никогда не знаем, откуда придет наша судьба. Если мы не дадим ей шанс, она может не прийти вовсе. Когда ты недоволен жизнью, но продолжаешь сидеть на одном месте и не хочешь попытать счастья где-то ещё, тебе некого винить, кроме себя. Даже лучшие педагоги не помогут без твоего личного желания что-то изменить.
Мир предоставляет нам новые возможности или выставляет преграды на пути, и тогда я думаю, как эти преграды преодолеть и сделать по-своему. Иначе остается только стоять в стороне и ждать. Но ждать нельзя, ты должен участвовать в своей жизни.
На материалах: niezlasztuka.net, www.sfp.org.pl, culture.pl
Фото обложки: Łukasz Ostalski / Reporter / East News