Вся южная Эстония, включая крупнейший город региона Тарту (Tartu, Dorpat, Дерпт, Юрьев) с середины XVI до середины XVII веков пережил эпоху постоянных войн, захватнических рейдов и пришествий чужеземных армий. Порой не проходило и десятилетия, чтобы город не побывал в осаде. В основном за эти земли воевали Шведское королевство и Московское царство. Но по итогам Ливонской войны в 1582 году Тарту от Московии отошёл Речи Посполитой. Правда уже в 1600 году сюда снова пришла шведская армия и уже в 1603 году в очередной раз всё тут захватила. Однако, этот краткий польский период ознаменовался для региона некоторыми важными приобретениями, прошедшими сквозь века и дошедшими до наших дней.
Тарту 1553 год
Флаг Тарту
Когда мы въезжали в город Тарту, то увидели два флагштока. На одном ожидаемо был государственный флаг Эстонской Республики. А вот второй флаг вдруг оказался вполне привычным глазу полонийного журналиста: полотнище, представляющее две горизонтальных полосы. Верхняя белая, нижняя – красная. В середине флага герб на фоне красного щита. В голове привычно заиграл мазурек. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что в середине герба не белый орёл, а чёрная крепостная стена с башнями. Тут мы решили разобраться в происхождении данного флага.
Флаги Эстонии и Тарту
9 мая 1584 года король польский и великий князь литовский Стефан Баторий в качестве особой привилегии пожаловал городу специальные торговые права и флаг, созданный на основе флага Речи Посполитой. Из трёх полос красной, белой и красной было взято две. А в середину полотнища поместили герб города, представляющий собой щит красного цвета с закругленной нижней частью, на поле которого изображена зубчатая крепостная стена регулярной кладки с воротами посередине и башнями по краям. Права изменять символы города было дано городской управе. А она сохранила их без изменений до нашего времени.
Флаги на ратуше Тарту
Мыза Рогози
В городке, именуемом в наше время по-эстонски Руусмяэ, в 1603 году появился крупный землевладелец из Польши Станислав Рогозинский (Stanisław Rogoziński). Тут он основал усадьбу, названную по его фамилии Рогози (по-эстонский Rogosi). Усадьба представляла из себя квадратный в плане замкнутый двор замкового типа. Задняя часть периметра представлена жилым господским домом. Остальная часть – жилыми и хозяйственными помещениями и двумя воротами. Сама мыза стоит на небольшом пригорке, окружённого в двух сторон небольшими речками. С других двух сторон комплекс дополняют отдельно стоящие хозяйственные постройки.
Мыза Рогози в 1795 г. Йоханн Вильгельв Краузе, акварель
Комплекс зданий в течение веков неоднократно достраивался и дополнялся. Также несколько раз переходил от одной семьи к другой. Но трагический для региона XX век положил конец замковой роли мызы. В 1934 году Рогози стали школой и краеведческим музеем, которые действуют тут и сейчас.
Денис Щеглов
Фото Денис Щеглов
P.S. История создания современной полонийной организации в Эстонии тесно связана с польским движением в Санкт-Петербурге, возрождающимся в 1988 году. В это время проходили первые инспирирующие встречи поляков города на Неве и Эстонии, проживающими в Таллине.
В 1992 году в Таллине после первого исторического Съезда Поляков и Полонии в Кракове, по инициативе полонийных лидеров стран Балтийского региона, была попытка создания региональной европейской организации (присутствовали представители Латвии, Швеции, Литвы, Петербурга). Устав подготовил покойный Михал Беняш из Швеции, связавший свою семейную судьбу с Эстонией.
Газета Петербургская присутствовала на торжествах 20. летия Союза Поляков в Эстонии.
Тереса Конопелько