Отец Павел Крупа: о молитве, книгах и Петербурге

В августе этого года в город на Неве приехал известный член Доминиканского ордена, доктор богословия, историк, специалист по средневековью, проповедник – отец Павел Крупа.

Сотруднику нашей редакции Денису Щеглову представилась замечательная возможность пообщаться с о. Крупой после вечерней мессы, посвященной любви и правде. Беседа проходила в уютной и теплой обстановке в библиотеке базилики святой Екатерины Александрийской. Отец Крупа настоял на том, чтобы разговор шел на русском языке, ведь он знает его с детства. В школе, где он учился, русский язык был обязательным предметом. И с ранних лет будущий член ордена братьев-проповедников интересовался русской историей и культурой.

Денис Щеглов: О. Крупа, для меня большая честь общаться сегодня с Вами. Перед тем, как задавать вопросы, я хотел бы рассказать Вам одну короткую историю. Дело в том, что еще несколько лет назад в моем профиле в одной из социальных сетей я начал сохранять понравившиеся мне цитаты. Одна из них – Ваша. К сожалению, я не помню, где именно я ее прочитал. Звучит она так: «Modlitwą nie zmienimy woli Boga, bo on wie lepiej co jest dla nas dobre». Тогда я и подумать не мог, что однажды мне выпадет такой счастливый случай – вести с Вами беседу. В связи с этой цитатой мой первый вопрос такой: что есть молитва в жизни человека, какова ее роль?

О. Павел Крупа: Спасибо, Денис. Мне приятно слышать, что, оказывается, мы с Вами заочно познакомились уже давно. А что касается молитвы, она меняет нас. Не мы меняем замысел Бога, молясь ему. Через молитву мы сами меняемся. Во время молитвы мы открываем Богу дверь и держим эту дверь приоткрытой, чтобы впустить его в наши сердца и души. И это самое главное в молитве. Если мы так понимаем молитву, Бог слышит нас и приходит. Мы должны позволить Богу делать его дело в нашей жизни. И наша жизнь должна быть ему во славу.

Д.Щ.: Скажите, пожалуйста, а молитва, обращенная к Богу, должна быть просьбой что-то сделать, что-то изменить в нашей жизни? Или молитва – это благодарность за то, что Бог уже делает для нас?

О.П.К.: Мне кажется, что молитва может быть и просьбой, и благодарностью. Но самое важное не забывать просить Бога о главном – чтобы жизнь ваша была ему во славу. Ведь и ваша победа, и ваше поражение могут быть ему во славу. Мы должны принимать то, что дает нам Бог. Один из моих друзей рассказывал мне вот какую историю. Он летел через океан на небольшой остров. И последним этапом его пути был перелет на маленьком самолете. Там было всего 6-7 пассажиров и один пилот. Во время подготовки к полету пилот обратился к пассажирам со следующими словами: «Вы же знаете, что мы полетим на очень маленьком самолете с одним мотором. И если возникнет непредвиденная ситуация, нам нужно будет совершить посадку в океане. Не волнуйтесь, я опытный пилот и сажал самолет на воду ни один раз. Я сейчас расскажу вам, что нужно будет делать, если вдруг такое произойдет. Вы должны быть предупреждены, а ваши действия – доведены до автоматизма. А теперь давайте помолимся».
И он начал молиться: «Господи, мы молим тебя, чтобы наш полет или наша смерть в океане были тебе во славу. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь». Мой друг был поражен, ведь у этого пилота есть семья: жена и четверо, или даже пятеро, детей. И конечно, этот человек сделает все, чтобы не допустить катастрофу и долететь до острова. Но если вдруг так случится, что долететь не получится, он просит, чтобы эта смерть была Богу во славу. Я понимаю, на первый взгляд звучит не совсем правдоподобно, но лично мне кажется, это все-таки очень близкая к нашей жизни история.

Д.Щ.: Спасибо, о. Крупа, очень интересно. А Как Вы считаете, молитва Богу должна быть только в словесной форме?

О.П.К.: Нет, конечно, нет.

Д.Щ.: Позвольте, я процитирую знаменитого российского хирурга XIX века Николая Ивановича Пирогова, который говорил следующее: «Каждая операция, выполненная мною и направленная на улучшение здоровья и на спасение жизни человека – это молитва Богу». При этом Пирогов практически не посещал церковь.

О.П.К.: Да, я полностью согласен. Этот доктор хорошо делал свое дело и служил людям. Выполнять свое призвание – это тоже молитва. Я бы сказал так: в этой жизни все может быть молитвой. Ведь молитва – это время, которое я провожу с Богом. Но важно знать, что такое молитва. Недостаточно просто что-то делать. Чтобы вся жизнь стала молитвой надо молиться. Помните, я говорил, про приоткрытую для Бога дверь, про время, посвященное Богу? Дать кому-то наше время – вот великий дар. Ведь мы не знаем, сколько у нас осталось времени. И если мы готовы отдавать это время Богу – это прекрасно, это чудесно. Это влияет на всю нашу жизнь.

Д.Щ.: Мне очень близка Ваша позиция, в ней много философии. Скажите, пожалуйста, а какие книги Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые интересуются философией и религией?

О.П.К.: Очень сложно дать короткий ответ. Много замечательных книг можно посоветовать. Но если в целом, то я бы сказал – читайте классиков. Классиков богословия, классиков теологии: Августина, Святого Фому Аквинского, Бонавентуру, мистиков. Я считаю, что даже небольшой отрывок из текста великого автора – это существенно лучше, чем много книг менее значимых писателей. Три последних года я провел в Доминиканском сестринском монастыре. Я служил там священником. Монастырь был закрытый, но туда приходили светские люди. Во время одной из встреч мы с группой терциариев совместно читали длинную проповедь Святого Фомы Аквинского «Веруй в Бога Всемогущего». Текст был написан в XIII веке. Но написан он настолько понятным и доступным языком, что остается только удивляться. Изначально гости монастыря полагали, что проповедь будет тяжелой для восприятия. Все-таки несколько столетий минуло и мир сильно изменился. Но нет, идеи, озвученные великим богословом, понятны и очень близки нам – людям из XXI века.

Д.Щ.: Спасибо за ценные советы. А теперь о дне сегодняшнем. Вы уже несколько недель и даже месяцев находитесь в Санкт-Петербурге. Полагаю, Вам уже представился не один шанс осмотреть наш город с разных сторон и при разной погоде?

О.П.К.: Погода меня очень порадовала! Весь август она была чудесной. Сентябрь выдался достаточно теплым. Да и в октябре было не холодно. Мне рассказывали, что в Петербурге темно, сыро и холодно. Но я приехал и вижу: тепло, светло, сухо, все время светит солнышко и совсем нет дождя. Мне на это ответили: подожди, это такой хитрый ход, специально, чтобы завлечь тебя, а потом уже показаться во всей красе. И вот сейчас, в конце ноября, я начинаю понимать, о чем меня предупреждали.

Д.Щ.: Какие места в Санкт-Петербурге, из тех, что Вы уже успели посетить, Вам особенно понравились?

О.П.К.: Честно говоря, я пока не готов давать однозначный ответ на этот вопрос. Слишком мало времени прошло. Слишком рано делать выводы. Я еще многого не видел. Исторические исследования – это одна из главных целей моей поездки. И я несказанно счастлив, что благодаря хорошим людям я могу работать с документами в архиве Института истории Российской академии наук. После трех месяцев нахождения в Санкт-Петербурге, мне необходимо было вернуться в Польшу и сделать новую визу. Там братья меня спросили, был ли я в Эрмитаже. Я ответил им, что еще не успел. И это правда. Братья очень удивились и подшучивали надо мной. Как такое может быть, ведь я образованный и начитанный человек, уже несколько месяцев нахожусь в Петербурге, а все еще не дошел до Эрмитажа. На это я им ответил: «А вы в архиве Российской академии наук были? А я был! Наверное, уже раз 30 точно!».
Когда я приехал сюда летом, я подумал, что хочу сходить в Эрмитаж тогда, когда там будет поменьше туристов. Я полагал, что зимой их количество должно снизиться. Скоро я смогу это проверить. А пока я гуляю по тем местам, с которыми познакомился 30 лет назад. Ведь это мой второй визит в Санкт-Петербург. Первый раз я приезжал еще в Ленинград. Это было в июле 1988 или 1989 года. Я две недели провел в Москве, а затем прибыл сюда. Я вышел на перрон и увидел совсем другой город, по сравнению с Москвой. Мне казалось, что я попал в сказку: дворцы, набережные, каналы.
Я приехал вместе с еще одним доминиканцем. Было раннее утро и мы сразу пошли к отцу Фридману. У него мы попили чай и отправились гулять по городу. Мы дошли до Ростральных колонн и остановились. Отец Фридман сказал, что сейчас мы будем тут купаться. Нужно было видеть наши лица. Мы попытались ему возразить, ведь нельзя же купаться в этом месте: тут Зимний дворец, Дворцовый мост, здание Биржи. Здесь никто не купается. Совсем близко виднеется пляж Петропавловской крепости, можно же пойти туда. А тут милиция нас может арестовать. На что о. Фридман ответил: «Петропавловка для туристов. Я пережил в этом городе блокаду, никакая милиция меня не остановит, я с детства тут купался и буду купаться сейчас». Моим последним аргументом было невнятное «Но у нас же нет плавок». Отец Фридман ответил, что нам не нужны никакие специальные плавки, достаточно лишь снять верхнюю одежду.

Так вот, Денис, 30 лет назад я купался в Санкт-Петербурге в таком месте, где, как мне кажется, купались не многие. Конечно, я посетил и Эрмитаж, и Исаакиевский собор. Но все это было потом. А в первый день мы долго гуляли по городу. Отец Фридман показывал нам свой Ленинград. Мы ходили по улицам, переулкам и дворам. Наша прогулка началась где-то в 8 утра, а закончилась примерно в 9 вечера.
Сейчас я уже не в такой хорошей физической форме и предпочитаю постепенно отыскивать следы той поездки 30-летней давности. Да и город очень сильно изменился с тех пор. Но он все такой же красивый. Я все так же впечатлен. А в августе сюда приезжали братья-студенты из Польши. Я показал им место, где когда-то купался. Они не хотели мне верить. Я сам себе не верю, честно говоря. Но это правда. Это было.

Д.Щ.: О. Крупа, спасибо за такую интересную и очень душевную историю. А еще я хотел Вас отдельно поблагодарить за сегодняшнюю мессу. Видеть улыбку на лице священника во время мессы – это большая редкость.

О.П.К.: Почему же? Мы ведь празднуем, мы вместе с Богом, нужно радоваться.

Д.Щ.: Да, конечно, полностью согласен. Тем более, Вы говорили о добре, о любви. А об этом нужно говорить именно с улыбкой. Спасибо Вам за эту беседу, о. Крупа. Спасибо лично от меня, от всей нашей редакции. И, конечно, позвольте выразить Вам благодарность от наших читателей.

О.П.К.: Спасибо и Вам.

27 ноября 2019 г.
Беседовал – Денис Щеглов
Редакция – Алена Куликова
Фото – Денис Щеглов, из личного архива о. Крупы

Denis Szczegłówhttp://degl.ru/
Фотограф газеты, администратор сайта, автор инстаграма

Więcej od tego autora

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Powiązane

Podcast "Z Polską na Ty"spot_img

Ostatnie wpisy

14 февраля – день рождения Анны Герман

В середине февраля многие страны мира отмечают День святого Валентина – покровителя влюблённых. Любовь всегда была сквозной темой в песнях, пожалуй, самой легендарной певицы,...

78-я годовщина снятия блокады (видео)

27 января 2022 года, в 78-ю годовщину освобождения города на Неве от немецкой блокады, делегация РОО «Конгресс поляков в СПб» и КПО «Полония» участвовала...

Умерла Ядвига Антоновна Шиманская

11 января ушла из жизни Ядвига Антоновна Шиманская. Ей было 93 года.Пани Ядвига стояла у истоков возрождения полонийных организаций в Санкт-Петербурге, долгие годы была...

Chcesz być na bieżąco?

Zapisz się na newsletter Gazety Petersburskiej