К 125-летию рождения Станислава Игнация Виткевича

ВиткевичВся жизнь Виткевича-драматурга уместилась между двумя мировыми войнами. Он жил, дышал, надеялся и страдал, пока Европа отсчитывала последние минуты перед ужасной катастрофой, определившей весь ХХ век. Это был век мировых войн, безжалостного истребления миллионов. Жизнь Виткевича – бесконечная боль, дорога между двумя самоубийствами…

Невеста Виткевича Ядвига Янчевская 21 февраля 1914 года кончает жизнь самоубийством. До сих пор неизвестны обстоятельства и причины ее смерти, но сам писатель до конца своей жизни винил себя. Через полгода после смерти Ядвиги была развязана Первая мировая война. Территория Польши, разделенная между тремя государствами, становится плацдармом для столкновения России и Австрии. Будучи российским подданным, Виткевич не мог поехать в свой родной городок Закопане, потому что в то время эта часть Польши принадлежала Австрии. Писатель едет в Петербург, где живут его родственники. Здесь он записывается в офицерскую школу в Павловске, надеясь в дальнейшем поступить в польский отряд, которые планировалось создавать в России. Позже Виткевич отправляется на фронт, где получает тяжелое ранение и орден св. Анны IV степени, принимает участие в Февральской революции. Виткевич на себе ощущает весь ужас Первой мировой войны и жестокую реальность бурных 1910-х годов в России.

ВиткевичЧетыре года проведенные в России самые загадочные, об этом времени жизни писателя почти не сохранилось сведений. Период пребывания Виткевича в Петербурге стал переломным моментом в формировании мировоззрения художника. Он оказался в эпицентре исторических событий начала ХХ века. Трагическое мировоззрение Виткевича сформировалось в годы пребывания в Петербурге.
Все пьесы драматурга имеют политические намеки, в них поднимаются вопросы государства и личности. Но в пьесах Виткевич не вступает в полемику с политиками, не поддерживает какой-то определенный государственный строй, не становится идеологом какого-либо направления. Он хочет находиться вне истории, хочет наблюдать становление и крушение режимов со стороны. События начала века, увиденные им в Петербурге, привели писателя к идее скорой и неминуемой катастрофы, конца бытия как такового, конечности всего человечества. Он был уверен в том, что крах истории, философии, культуры, крах любых человеческих ценностей неминуемо приведет к тому, что единственным осознанным, а вернее, бессознательным влечением человека станет плотская сторона жизни и смерть. Фрейдистская теория о бессознательном влечении и разрушении занимает одно из главных мест в драмах Виткевича.
Художник, романист, теоретик театра, Виткевич отвергает любое жизнеподобие в искусстве. Искусство для него — иной мир, иная сфера бытия, метафизическая сфера существования. Виткевич пишет антироманы, разрушая саму суть романной формы. Виткевич отказывается от живописи, и при этом постоянно пишет портреты и автопортреты. Публика возмущена, смущена и удивлена либо странным, почти физиологическим сходством, либо удивительной способностью уловить характер героя, совершенно изуродовав его внешность.
Сразу после возвращения из Петербурга в Польшу Виткевич начинает работать над рядом статей о природе современного театра, в них он выдвигает эстетическую теорию Чистой Формы, все эти статьи будут собранны в единое издание, выпущенное в 1922 году под названием «Театр». Чистая Форма – это произведение искусства без содержания, потому что содержание не является главным предметом воплощения. «Не выражение данного содержания в данной форме является сутью искусства, но сама форма, как таковая» — писал Виткевич. Придерживаясь этого тезиса, драматург создает свои пьесы: «В маленькой усадьбе» (1921), «Метафизика двуглавого теленка» (1921), «Водяная курочка» (1921), «Мать» (1924) и др.
Виткевич призывает к театру текста, в котором материал спектакля должен быть лишен логики и свободен от житейского содержания. Он определяет жанр своей пьесы «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда» (1921) как «неэвклидову драму». Основа этой трагедии – в бесконечности житейских событий и невозможности противостоять абсурду быта. Но очень важно уточнение самого автора: «Речь ведь не о самом абсурде, а о композиционных возможностях. Свалить в кучу ряд абсурдных ситуаций и высказываний, собрать первые попавшиеся слова или перемазать чем попало кусок холста – дело нехитрое. А вот развить и реализовать первоначальную, общо и туманно намеченную формальную концепцию – психический процесс совершенно иного порядка». Для Виткевича принципиальна лишь композиция драмы. Он уверен, что насыщение этой композиции различными смыслами родится само в сознании воспринимающего: читателя, зрителя, актера, режиссера.
ВиткевичТеория Чистой Формы и драматургия Виткевича создают определенную сценическую реальность, в которой спектакль – это акт выстраивания логики интуитивно угадываемой творцом. Виткевич резко выступает против реализма и символизма на сцене, он выдвигает понятие «психологической фантастичности». Схема Чистой Формы в театре у Виткевича такова: драма – «повод для представления», режиссер работает с пьесой, не перекраивая ее, но только подыскивает для нее «среду существования», задача режиссера – найти логику пьесы, не разрушив алогичность. Актер должен создать некую «смысловую игру», он играет образ и свое отношение к нему, персонаж «играет» самого себя. Импровизация актера в ходе спектакля так же важна, как акт творчества драматурга и режиссера. Действие происходит на сцене, как мгновенный акт создания логики, который опирается на гротескный текст, нарочито бутафорскую сценографию, отстраненные приемы постановки, бесстрастные методы игры.
Виткевич сам пытался ставить свои пьесы, организовав в 1925 году Формистический театр, в котором в 1926 году он работал над «Сонатой призраков» А. Стриндберга. В 1938 году режиссер основал в Закопане Товарищество Независимого театра, где репетировал свои пьесы «Метафизика двуглавого теленка», «Каракатица» и «Там, внутри» М. Метерлинка. Театр так и не открылся из-за начала Второй мировой войны и оккупации Польши.
В 1939 году Виткевич бежит из Варшавы на Восток, спасаясь от наступления немецких войск. Добравшись до местечка Езёры, он получает известие о надвигающихся с противоположной стороны войсках Красной армии. 18 августа Виткевич уходит в лес вместе с юной Тшеславой Окниньской, которая принимает решение совершить самоубийство вместе с писателем. Она принимает большую дозу люминала и засыпает. Виткевич кроме снотворного, для верности, вскрыл себе вены.
Полина Степанова

 

MGrelewski
Łodzianin z urodzenia, petersburżec z wyboru. W Łodzi był współzałożycielem Stowarzyszenia Topografie, twórcą gier miejskich z Departamentem Gier, instruktorem ZHR. Do miasta nad Newą przyjechał 2013 roku, próbuje swoich sił w Gazecie Petersburskiej.

Więcej od tego autora

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Powiązane

Podcast "Z Polską na Ty"spot_img

Ostatnie wpisy

Rok 2022 – rok polskiego romantyzmu

Romantyzm to szeroki nurt w kulturze, który dał nazwę epoce w historii sztuki i historii literatury trwającej od lat 90. XVIII wieku do lat...

BABCIU, DZIADKU, coś wam dam

BABCIU, DZIADKU, coś wam damJedno serce które mam.A w tym sercu same róże,ŻYJCIE NAM STO LAT, a nawet dłużej!21 i 22 stycznia w Polsce...

Bez względu na porę roku

"Bez względu na porę roku, dnia i stan pogody – stawię się w oznaczonym miejscu i godzinie i udam się w góry celem niesienia pomocy...

Chcesz być na bieżąco?

Zapisz się na newsletter Gazety Petersburskiej