Юрий Александров – художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера», Заслуженный артист России , Народный артист России. На его счету более 200 оперных спектаклей, поставленных в России и за рубежом, в том числе и на самых престижных сценах мира: Арена ди Верона, Метрополитен Опера, театр Ла Скала.
Совершенно неожиданно, судьба подарила мне возможность прикоснуться к сочинению, о котором я много слышал – к опере Эриха Вольфганга Корнгольда «Мертвый город». Не хочу вдаваться в искусствоведческий анализ сочинения, поэтому скажу просто: пьеса сложнейшая и требует огромной кропотливой работы всего коллектива театра! В связи с этим могу сказать, что огромная роль в успехе увиденной мной постановки принадлежит режиссеру Мариушу Трелинському, к творчеству которого я отношусь с большим уважением, помня его работу в Мариинском театре. Вместе с художником спектакля Борисом Кудличкой режиссеру удалось реализовать идею «живого» дома, в котором обитают люди-призраки. И если в каких-то фрагментах спектакля мне не хватало вдохновенной экспрессии, то это компенсировалось четкой выверенностью и отточенным ансамблем всех материальных компонентов, в том числе и качественной световой партитуры.
Несомненной удачей спектакля стал оркестр и замечательный, по-настоящему театральный, дирижер Лотар Кенигс. Мне было приятно наблюдать за энергичным, ярким и при этом чутким к режиссерским идеям музыкантом! Браво, маэстро!
Ну и, наконец, артисты. Встречи с ними я ждал с большим интересом, поскольку работал со многими замечательными польскими артистами во Вроцлаве над постановкой опер «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». Сложнейшая, подчеркну, сложнейшая партитура была исполнена на высоком профессиональном уровне. Непростые мизансцены Трелиньского органично вплетались в общий пластический образ спектакля, что в «нормальных» театрах бывает нечасто. Конечно, каждый исполнитель заслуживает пристального внимания и теплых слов, но для меня самым главным и ценным стал именно актерский ансамбль – большая редкость для многих современных театральных коллективов.
Мне хотелось бы особо отметить работу великолепного певца Яцека Лящковского в роли Пауля. Исполнитель главной роли, «кровавой» по сложности и насыщенности, по замыслу композитора практически не уходит со сцены, преломляя в своем сознании все драматические коллизии.Только высочайшее вокальное мастерство Яцека позволило выдержать марафон спектакля без дублера – редкий пример профессионализма, ответственности и надежности.
Поздравляю Национальную оперу в Варшаве и ее зрителей с несомненным успехом!
Народный артист России, режиссер Юрий Александров