Это действительно так. Я жила и знала, что рядом где-то живет такой замечательный человек Агнешка Осецка, чей душевный склад и чье видение мира мне очень близки. Она ушла от нас в 1997 году, я узнала об этом случайно и сердце у меня сжалось и с этого момента появилась у меня «безысходная боль…».
Я не сразу для себя ее открыла. Конечно, сначала через песни. Это все, что она писала для «Червоных гитар» и не только для них, этот незабываемый голос Северина Краевского с прекрасными словами «Nie utulony w piersi żal» («Безутешная грусть в сердце»), в которые можно вместить все – от простой тоски до боли потери друга, любви.
В семидесятые годы появились такие емкие слова и у Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде», «Здравствуй, грусть», а еще ранее Цветаева выстанывает «… мой милый, что тебе я сделала?» У Агнешки Осецкой же —
Все громче спрашиваю, почему с ними,
все тише шепчу,
почему не со мной
Мне кажется, что все это не случайно, что только женщины сумели или, даже можно сказать, успели поймать и выразить в словах муки любви и не только любви, но и все то, что связано и с уходящим столетием и с физическим ощущением жизни, насыщенном душевными переживаниями. За прекрасными и простыми словами и обыденными желаниями поэтессы скрывается невыносимая боль по неосуществленной любви. Сама поэтесса как бы со стороны и несколько иронично говорит «О том»:
О том не будет стиха,
слезы не будет и смеха,
и рассказа.
О том только сердце хрустнет,
как сухая ветка в лесу
Теперь пугает только то, что смогут ли принять ее поэтическое наследство другие поколения, будет ли им понятен язык ее стихов, не слишком ли они упрощенно подходят к жизни и найдут ли отклик в их сердцах ее чувства, где «… сердце бьется как недобитая рыбка на дне лодки …».
Сумеют ли они «Умереть от любви»?
Хотя бы один раз
стоит умереть от любви.
Хотя бы один раз.
И то хотя бы потому,
чтобы позже хвастаться знакомым,
что это существует,
что это есть.
… Умереть.
Лежать на кладбище чего-то ящика
рядом с покойниками-письмами
и почившими сувенирами
и страдать …
Страдать так по-божьи
и с таким пафосом,
как будто бы я была Тоской
или же Витосом.
… И не иметь уже никаких дел,
и ни на кого не злиться.
И только умолять Бога, хотя бы один раз,
хотя бы еще один раз
умереть от любви.
К счастью, мы смогли прикоснуться к ее творчеству. Другой, тоже уже ушедший от нас поэт, Булат Окуджава подарил нам знакомство с Агнешкой. Ее поэзия изумляет, восхищает, и мы, остро ощущая потерю Агнешки, живем теперь с «безысходной болью».
Татьяна Лесючевская
Стихи в переводе автора